27 Июн 2019

Украинский национальный форум с международным участием «Актуальные вопросы гипнологии и гипнотерапии» для профессионального сообщества стал знаковым событием. Положено начало двум очень важным аспектам профессиональной коммуникации. Во-первых, он собрал на одной площадке онтогонистически настроенных в отношении друг друга специалистов симптомориентированного медикалистского подхода в гипнотерапии и психологического конверсионного, в т.ч. и сторонников примата нематериальной природы психики. Тем самым как бы наметив европейский вектор развития психотерапии, как немедицинской отрасли. Во-вторых, что очень важно, сделан шаг на пути к демаргинализации гипноза и выделение его в отдельную клинико-психологическую модальность немедицинской психотерапии. Подчеркнув таким образом тот факт, что гипнотерапия уже отстроилась от психиатрии и медицинской психотерапии. Участие специалистов трансовых технологий в психотерапии, к которым относится гипноз, из разных стран – показатель живого интереса к гипнозу и гипнотерапии. Наше сообщество безмерно обязано неиссякаемой энергии Сергея Гринвальда, украинского врача гипнотерапевта, преподавателя гипноза, президента ассоциации ВАГИП. Эта эпохальная затея от начала до конца стала воплощением его идей и трудов.

Вместе с тем отмечается тот факт, что сегодня преподавание гипнотерапии носит кустарный характер, что называется – «на коленке». Все больше становится выпускников различных сомнительных курсов и тренингов, которые, в свою очередь, начинают обучать гипнотерапии. Будем честны друг перед другом и признаем, – мало кто из известных обучающих гипнотерапевтов и гипнологов может похвастаться академическими программами, разработанными на основе теоретико-феноменологической и методологической базы. Как правило в программы обучения входят неструктурированные теоретические выкладки, не увязанные между собой элементарными правилами формальной логики.

Здесь особо следует отметить франшизу OMNI, которую представляет врач-пихотерапевт Ефремов Андрей. Всем известно, что данная программа содержит два основных методических компонента – индукция Элмана и регрессивный метод, разработанный еще Зигмундом Фрейдом и его учителем и коллегой Йозефом Брейером. Все остальное – это выжимки из различных техник наведения транса, которыми не сам представитель не владеет и бесструктурной техники абреакции на основе гештальт- и ЭОТ подходов. Специалист, прошедший данный тренинг способен оказывать помощь в среднем четверти всех обратившихся. Ограничение обусловлено тем, что применение данной методики эффективно только с высокогипнабельными пациентами. И хотя сама тренинговая школа OMNI достаточно известна в силу доступности обучающего материала, то, как это делается в России, оставляет желать лучшего. Теоретический материал в подаче Ефремова теоретическим назвать невозможно и содержит мистификации. Сам он рассказывает о чудесном исцелении рака, рассеянного склероза, истерического паралича и многих других заболеваний органической этиологии. Однако обильная реклама и видеоотзывы восторженных учеников Ефремова, который сам в гипнотерапии не более пяти лет, продолжают вводить в заблуждение и пускать пыль в глаза тем, кто идет за образованием, а получает низкосортный тренинг. И это при том, что программа OMNI на сегодня доступна в сети интернет. Столько грязного пиара по продаже своей, якобы, особой гипнотерапии я не встречал ни в одном другом психотерапевтическом сообществе.

В стране несколько институтов психоанализа, но не один из них не утверждает, что у них самый психоаналитичный и правильный психоанализ, а остальные преподают психоанализ не правильный. То же самое и с КПТ, и с гештальт и другими школами. В гипнотерапии так же как и во всей психологии в преподавательском цикле важен мастер и его подход.  Так например, регрессивную технику преподают все, но вот то как с ней работать и какие особенности существуют в абреакции конкретного расстройства даст только опытный клиницист с отличной теоретической подготовкой.

К сожалению, таких местечковых «гениев» становится все больше. С одной стороны, это, возможно и хорошо. Как сказал мне С. Гринвальд: это бульон, в котором могут появиться зародыши. Возможно и так. Но мне как старому академическому педагогу, получившему вначале философское, а затем психоаналитическое образование, проработавшему определенное количество лет в педагогическом университете прискорбно смотреть на то, как достойная отрасль знания превращается в набор манипуляций. А овладевшие этими манипуляциями не имеют ни малейшего представления о том, что происходит с психикой не только на нематериальном, но и на биохимическом и электрическом уровне во время гипнотерапевтического воздействия на пациента.

Как бы то ни было, но я радостно отмечаю и позитивные тенденции в пространстве гипнотерапии. Действительно, уже существуют мастера своего дела, на которых следует ровняться. Каждый из них транслирует свой подход и клинический опыт.

Мне нравится наблюдать, как несет доброе-вечное врач психотерапевт Денис Омельченко в славном городе Санкт-Петербурге. То, с каким трепетом он относится к образованию своих студентов, заслуживает особого внимания. Начинает с самого главного – прояснения предмета, т.е. гипнотерапии. Это правильный подход для того, чтобы сформировать представление о природе и динамике гипноза как состояния и метода. Основной посыл – гипноз, как особый вид коммуникации с пациентом и инструмент психотерапии. На курсе упор делается на павловскую модель гипноза как ИСС, в чем я солидарен с Денисом. Интересен методический подход, отчасти базирующийся на психодинамике, которая дополняется введением в абреакцию элементов КПТ и работа с переносом. Такая работа много эффективнее регрессивной терапии и позволяет взять в терапию даже низкогипнабельных пациентов, которые в регресс не идут.

Мой давний знакомый, который в то время еще не знал о том, что я его знаю, Геннадий Иванов. Я случайно встретил первые ролики Геннадия в сети интернет, где он браво гипнотизировал сомнамбул в каком-то помещении, похожем на аудиторию с приглушенным светом. Рост этого специалиста происходил на моих глазах. Сегодня Геннадий может похвастаться огромным исследовательским багажом. В его арсенале сотни часов экспериментов с гипнотизацией и приемами абреакции. В результате мы видим человека, который достиг высокого уровня профессионализма и пришел к своей методике работы в гипнозе, позволяющей работать, в т.ч. в поверхностных трансах. Основная концепция его методики заключается в поиске ошибочных убеждений, построение и анализ цепочек психотравмирующих событий.

Метод психодинамического гипноза, который преподается в нашей школе, на ряду со всеми известными методами гипнотерапии основан на опыте психоанализа и гипнотерапии. В отличие от известных сегодня школ на постсоветском пространстве у нас разработана теоретико-феноменологическая и методологическая база. Преподавание приведено к академической форме. Вначале изучается теория и клиника психоанализа, затем теория гипноза, этиопатогенез и другие дисциплины. В последнюю очередь студенты получают доступ к трансовым технолгиям, индукциям и принципам их построения. Главный акцент делается на работе с сопротивлением, которое проявляет себя в виде психологических защит и переносом. Таким образом мы получаем доступ к гипнотерапии пациентов с пограничной и нарциссической структурами личности. В нашей школе мы даем образование, погружаем в этот процесс студентов и формируем у них психоаналитическое мышление.

В заключение отмечу, что наряду с общей неблагоприятной атмосферой формирования профессиональной среды гипнологов/гипнотерапевтов отмечается изменение вектора интереса к профильному образованию гипнотерапии. Все больше приходит осмысленных студентов, нуждающихся в долгосрочном, теоретикоемком обучении. Рано или поздно мы придем к тому времени, когда всевозможные ефремовы и им подобные канут в лету в силу своей востребованности разве что у знахарей и ведунов.

Коллеги, я призываю вас к осознанному позиционированию, соблюдению профессиональной этики и такта и объединению. Это продуктивнее сию минутной выгоды, которая впоследствии оборачивается дурной славой и нерукопожатностью у коллег. Желаю всем профессионального роста.