А. Савченков
К вопросу о необходимости

личного тренинга

психолога / психотерапевта
Во время подготовки своих студентов гипнологов и психоаналитиков я часто вспоминаю о том, как впервые осознал необходимость прохождения личного тренинга.
В психоанализ, волею судьбы, я пришел через философский факультет Уральского госуниверситета. Когда на третьем курсе мне в руки попал фундаментальный труд З.Фрейда «Я и ОНО». Разумеется, не случайно. Фрейд изучался в рамках образовательного процесса в качестве философа. Я «погрузился в него» с особым интересом. Учитывая, что в это время я уже служил в РПЦ, интерес был, действительно, неподдельным. С одной стороны христианская богословская наука, трактовавшая личность человека как нечто испорченное первородным грехом и обреченное на вечное скитание в поисках спасения через учение Христа. С другой стороны, теория личности Фрейда, которая разворачивает человека от поиска внешних причин всех жизненных неудач и душевных страданий, к самому человеку, к его личности, к пониманию того, что в действительности не бесы и ангелы, не грех и благодать лежат в основании формирования зрелой личности, а сам человек, его желание быть «подобным богу», в самом широком смысле этого слова.

Прочитав все, что тогда имелось в наличии, я начал применять свои знания в работе с прихожанами, на исповеди. По сути, исповедь имеет некоторое подобие психоаналитической сессии. Разница в том, что священник работает с экзистенциально-феноменологическим материалом греха и раскаяния, а психоаналитик с динамикой желания. Священник учит, как жить в рамках «божественного закона», совершая насилие над симптомом, а психоаналитик обращает внимание к самому основанию симптома, которое имеет название «вытесненное» и освобождает его. То, что делает священник мы называем симптомориентированный подход. То, чем занимается психоаналитик – психодинамика.

Здесь же следует отметить, что мировой психотерапевтической практикой признанно следующее: единственным психодинамическим направлением в психотерапии является психоанализ. Все остальные медицинские и немедицинские направления психотерапии являются симптомориентированными. Другими словами, психоанализ подбирается к симптому от основания (означающее/вытесненное), другие же воздействуют на симптом в надежде приблизиться к причине, скрытой в бессознательном.

Так вот. Продолжу. Окончив философский факультет, изучив самостоятельно, насколько это возможно, труды Фрейда я задумался о том, что теперь с этим делать? Мои попытки ввести психоаналитические компоненты в процедуру исповеди давали свои плоды. Но было интуитивное понимание того, что чего-то не хватает. Таким образом, я озаботился поиском учебного заведения, в котором изучают психоанализ. Первое, что мне попалось – ВЕИП. Поскольку с Фрейдом мое знакомство уже состоялось, я выбрал программу «Теория и клинка Фрейда и Лакана».

Это действительно шедевральный курс, разработанный светилами отечественного психоанализа В.Мазиным и А.Юран. Именно здесь я освоил то, что называется «аналитическое мышление». Как сейчас помню, на первом модуле (пять дней) я-философ с трудом «въезжал» в ту логику, которую предлагали преподаватели. С учетом того, что упоминаемые в процессе обучения авторы были мне известны, я никак не мог освободиться от своего феноменологического мышления. Мы говорили и о Фрейде, и о Лакане, и о французских психоаналитиках и философах эпохи постмодерна, труды которых я изучал довольно пристально. И только к середине второго модуля мое мышление перестроилось в аналитическую «логику».

Пребывая в эйфории от самого себя, я и не подозревал о той опасности, которая меня поджидала. В разговоре с моими однокурсниками от одной из студенток прозвучало песпощадное: а ты уже начал свой личный анализ? И тут я «просел». В моей голове звучало возмущение: с какой стати, мне это не нужно, я нормальный, «яжепсихоаналитик»…. Спас ситуацию другой коллега. Он рассказал, что уже год проходит анализ и ему осталось еще два. Тут я выдохнул и промямлил, дескать, пока еще нет, но думаю об этом, и вообще, у нас в Челябинске нет аналитиков и что-то еще в таком же духе.

Позже я узнал, что личный тренинг в форме теоретического обучения и длительного личного анализа проходят все психоаналитики. Это непременное условие в мировой практике для того, чтобы получить статус психоаналитика. Потом я учился в Кельнском институте психотравматологии доктора Фишера, в котором тоже есть обязательное требование прохождения личного анализа в количестве двухсот часов. Это уже не было для меня удивительным. Все уважающие себя психотерапевтические сообщества для аккредитации своих членов устанавливают правила личного тренинга специалистов. И непременным условием является прохождение личного анализа или терапии в той модальности, в которой аккредитуется человек. Личный анализ – это тот инструмент, благодаря которому специалист преследует две цели. Первая – освободиться от своих проекций, т.е. тех личных внутренних состояний и эмоций, которые он присваивает другому в различных ситуациях, в т.ч. и в работе с пациентом. Психоаналитик, прошедший личный анализ, чётко отслеживает, в какой момент включаются его проекции и не переносит их на пациента. Другая цель – что называется «на своей шкуре» прочувствовать динамику психоаналитического процесса. Получить понимание, что в тот или иной момент психоаналитической сессии происходит с пациентом. Научиться работать с переносом и сопротивлением пациента, так как некогда с его переносом и сопротивлением работал тренер-психоаналитик. Именно поэтому обучение психоанализу не заканчивается изучением психоаналитических дисциплин, построенных на теории Фрейда и его последователей.

Теперь поговорим о гипнотерапии и гипноанализе. Если с обучением психоанализу сегодня в России вопрос решен, существуют вузы, институты дополнительного образования, сформирована традиция и культура подготовки психоаналитиков, то с обучением гипнотерапии, формированием ее культуры и традиции, не побоюсь этого слова, все плохо. Есть небольшое количество «школ» по обучению эриксоновскому и классическому гипнозу, имеющих лицензию на образовательную деятельность. Кроме Челябинского института психоанализа, ассоциации АГИП (AHYP) существует еще три, одна из которых американская. Все находятся в Москве. Все остальные центры обучения гипнозу не имеют академического уровня. Как правило – это частные лица, которые дают практические навыки симптомориентированной психотерапии, с использованием аналогов регрессивного метода Брейера. Благодаря этому гипнотерапия предстает перед нами как ремесло, некий инструмент работы с симптомом. Таким же ремеслом являются и другие направления немедицинской психотерапии – гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия и др.

Другая сторона – полное отсутствие традиции и культуры. Гипнологи и гипнотерапевты, прошедшие обучение в частном порядке, кроме отсутствия теоретических академических знаний этиопатогенеза (происхождения и развития) психических и психосоматических расстройств не осознают необходимости прохождения личного анализа и гипнокоррекции. Такое положение дел существует благодаря тому, что сами частные преподаватели, обучающие гипнозу, не имеют опыта продолжительного личного тренинга. Никто из них не проходил многочасовой психоанализ. А раз этого нет в культуре преподавателя, значит и не будет в культуре обучающихся, следовательно, не будет и преемственности. Симптомориентированная логика гипнолога / гипнотерапевта не позволит сформироваться психодинамическому подходу и, как следствие, изменить парадигму оказания помощи. Удивляет и то, что в русской традиции есть понимание психодинамики в концепции кортико-висцеральной теории И.П.Павлова. Именно Павлов является основоположником гипнотерапии в России.

В завершение хочу обратиться и к коллегам, и к пациентам. Игнорировать мировую традицию личного тренинга не совсем корректно. Она сформировалась за длительный период существования не медицинской психотерапии. Основоположники различных психотерапевтических модальностей (направлений) ввели правила тренинга в процесс подготовки специалистов неспроста. Такая форма и такое наполнение учебного зарекомендовали себя наилучшим образом. Европейские потребители психотерапевтических и психологических услуг (пациенты), обращаются за помощью только к тем специалистам, которые имеют за плечами длительный личный анализ и определенный профессиональный статус, подтвержденный сертификатом соответствующего профессионального сообщества.

В нашей ассоциации AHYP есть все условия для подготовки профессиональных академических кадров с высокой компетентностью. Институт психоанализа осуществляет свою деятельность на основании государственной лицензии. Программы обучения «Регрессивно-аналитическая гипнотерапия» и «Клинический (медицинский) психоанализ» не имеют аналогов в России и в Европе. Одним из главных требований при аккредитации по системе AHYP является личный анализ специалиста. При соблюдении всех требований аккредитации первой ступенью является присвоение звания «Рекомендованный специалист-гипноаналитик». Этот статус подтверждает высокую компетентность специалиста в сфере гипноза и психоанализа. Для каждого профессионала в рамках системы AHYP предусмотрен профессиональный рост.

По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:
E-mail: chipsys@yandex.ru Телефон: +7 900 082 53 13
г. Москва, Елизаветинский пер. 10, ст.1
г.Челябинск, ул. Худякова, д. 18, корп. 2
Соцсети: Facebook | Instagram | Youtube

© All Right Reserved. My company Inc.
e-mail us: hello@company.cc
Made on
Tilda